Храм Рождества Христова построен на средства прихожан в 1768 году взамен древней деревянной церкви бывшего Христо-Рождественского монастыря. Строительство храма пришлось на период экономического возрождения России после опустошительных событий польско-литовского нашествия и политического кризиса начала XVII века, вошедшего в историю России как «смутное время».
Храм имеет три престола: главный во имя Рождества Христова и два в северном и южном приделах - Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных и во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Облик храма после завершения основного строительного периода менялся еще на протяжении 130-140 лет, о чем свидетельствуют данные проведенного специалистами Ярославской художественной мастерской «Реставратор» натурного обследования. Так в 1881-1882 годах было произведено расширение площади зимней части храма и выполнены фасадные работы, в 1896 году было принято решение о возведении новой колокольни в неорусском архитектурном стиле.
Неорусский стиль представляет собой интерпретацию и стилизацию элементов древнерусского зодчества с элементами византийской архитектуры. Его возникновение было обусловлено возникшим в русском обществе интересом к собственным корням и самобытности.
В конце XIX века строениями в неорусском стиле пополнился архитектурный облик столиц - Санкт-Петербурга и Москвы. Обращение же к нему в Прилуках, может свидетельствовать о былом благоденствии села.
Таким образом, к концу XIX столетия, благодаря меценату купцу Якову Семеновичу Блинову, в архитектурном ансамбле храма образовалось необычное гармоничное сочетание строительных объектов второй половины XVIII и конца XIX веков.
Примечательно, что какое-то время храм имел две колокольни, о чем свидетельствуют дошедшие до нашего времени фотоматериалы.
По многочисленным народным свидетельствам современная колокольня храма высотой 58м является самой высокой на Волге. Могила ее устроителя
Я. С. Блинова находится рядом с храмом.
По свидетельствам очевидцев вокруг храма проходила активная приходская жизнь, работала воскресная школа, и, конечно, он являлся центром духовной жизни села и окрестностей.
По свидетельству жителей Прилук во время революционных потрясений начала XX века у стен храма производились расстрелы офицеров царской армии и всех неугодных советской власти.
Народной трагедией стало в 1930, по другим данным, в августе 1931 года окончательное закрытие храма и его последующее разорение.
В устах жителей села сохранились воспоминания о том, как постепенно ветшал превращенный в керосиновую лавку и зернохранилище храм. Имущество было свалено прямо в алтаре и летней части. Часть икон была разобрана благочестивыми прихожанами и благодаря этому сохранена.
После запустения, в 1990 году, 2 августа, на «Ильин день», в храме возобновились богослужения. Под руководством протоиерея Бориса (Стародубова) была собрана церковная община, начались труды по возрождению. Богослужения проходили регулярно в воскресные и праздничные дни. По крупицам собирались средства на обновление храма и проводились реставрационные работы.
Труды по восстановлению храма понесли клирики Ярославской митрополии протоиерей Сергий (Данилин), иеромонах Сергий (Коленцов) и др.
Активный этап восстановления начался в 2009 году. Специалистами был разработан проект реконструкции.
К 2012 году была произведена кирпичная кладка и достроена колокольня, изготовлены и установлены новые колокола, укреплены клинья фундамента, произведен внешний ремонт.
Фото храма Рождества Христова в Прилуках
(начало XX века)
Фото храма Рождества Христова в Прилуках
(до реставрации)